Согласно новому совместному исследованию нейробиологов Калифорнийского университета в Сан-Франциско с Центром дислексии UCSF и Центром памяти и старения UCSF, дети с диагнозом дислексия демонстрируют более высокую эмоциональную реактивность, чем дети без дислексии.
В исследовании, опубликованном в Интернете в начале 20 ноября 2020 года в Cortex , дети с дислексией, которые смотрели эмоционально вызывающие воспоминания видео, показали повышенные физиологические и поведенческие реакции по сравнению с детьми без дислексии. Эта более высокая эмоциональная реактивность коррелировала с более сильной связью в сети значимости мозга, системе, которая поддерживает генерацию эмоций и самосознание.
Результаты расширяют текущие представления о типичной дислексии и позволяют предположить, что синдром гораздо сложнее, чем просто слабость в навыках чтения , добавляя поддержку растущему пониманию того, что дислексия часто связана со скрытыми межличностными сильными сторонами.
«Есть анекдоты о том, что некоторые дети с дислексией обладают более высоким социальным и эмоциональным интеллектом» , — сказала Вирджиния Штурм, доктор философии, профессор Центра памяти и старения Университета Джона Дугласа, посвященный болезни Альцгеймера, Фонда Джона Дугласа, и член Института им. Вейля. Неврология. «Мы не хотим сказать, что все дети с дислексией обязательно одарены таким образом, но мы можем думать, что дислексия связана как с сильными, так и с слабыми сторонами».
Исследователи отобрали 32 ребенка в возрасте от 8 до 12 лет с классической «фонологической» формой дислексии для участия в исследовании, а также 22 ребенка без дислексии. Команда протестировала детей с дислексией, чтобы подтвердить, что все они испытывают трудности с чтением, оценить их понимание эмоциональных терминов и измерить их работу с помощью ряда когнитивных тестов. Дети и родители также ответили на анкеты относительно своего эмоционального и психического здоровья.
В Центре дислексии UCSF детям были предоставлены датчики для контроля дыхания, проводимости кожи и частоты сердечных сокращений, а их выражения лиц снимались, когда они просматривали короткие видеоролики, предназначенные для вызова определенных положительных и отрицательных эмоций, таких как веселье и отвращение. Например, они видели смеющегося ребенка и женщину, которую собиралось рвать.
Исследователи обнаружили, что дети с дислексией демонстрировали более эмоциональное лицевое поведение и были более физиологически реактивными при просмотре видеоклипов, чем дети без дислексии. Кроме того, функциональное МРТ-сканирование мозговой активности детей показало, что у детей, которые были наиболее выразительными, была более сильная связь между правой передней островковой частью и правой передней поясной корой — ключевыми структурами в сети значимости, которые поддерживают генерацию эмоций и самосознание. У детей с дислексией дети с более сильным эмоциональным выражением лица также обладали более высокими социальными навыками, о которых сообщают родители, но также более выраженными симптомами тревоги и депрессии.
Эти результаты показывают, что многие дети с дислексией могут обладать сильными сторонами социальной проницательности, поскольку более сильные эмоциональные реакции могут быть ключевым элементом успешных социальных отношений. Некоторые взрослые с дислексией сообщают, что прошли школу, «очаровывая своих учителей». Эта способность устанавливать социальные связи, часто интерпретируемая как чисто компенсаторная стратегия, вместо этого может быть признаком повышенных эмоциональных способностей на неврологическом уровне.