Что заставляет дошкольников есть овощи? Поднять руку? Ждать своей очереди? «Потому что я так говорю» — частый рефрен многих родителей. Но когда дело доходит до принуждения детей к поведению, недавние исследования показывают, что авторитет взрослых — не единственное, что имеет значение. Примерно в возрасте трех лет приспособление к группе тоже начинает иметь большое значение.
Это открытие нового исследования, проведенного учеными из Университета Дьюка, показывающее, что к своему третьему дню рождения дети с большей вероятностью будут соглашаться с тем, что говорят или делают другие, ради того, чтобы следовать за толпой, а не действовать из желания поклониться. авторитет или прислушиваться к предпочтениям этого человека как таковым.
«В каждой культуре есть свои правила и запреты», — сказал первый автор Леон Ли, докторант психологии и нейробиологии в Duke.
Мы не рождаемся, зная, что говорить, когда кто-то чихает, правильное и неправильное время надевать шляпу или что мы должны есть вилкой, а не руками. Но большинство из нас начинают улавливать эти неписаные социальные правила, когда мы очень молоды, и быстро понимаем, когда и как им следовать.
Вопрос, сказал Ли, состоит в том, что заставляет маленьких детей «вести себя»? Что побуждает трехлетнего ребенка использовать свой тихий голос, когда он предпочитает петь и кричать? Что на самом деле происходит, когда человек прикрывается кашлем, а дошкольник следует его примеру вопреки собственному желанию?
Некоторые предполагают, что, возможно, дети этого возраста на самом деле не стараются соответствовать общепринятому способу ведения дел, поскольку они пытаются проявить уважение к взрослым, делая то, что они говорят. Или поведение ребенка может быть связано с желанием почувствовать связь с этим человеком.
Чтобы лучше понять, что побуждает дошкольников подчиняться правилам, исследователи провели исследование в лаборатории профессора Майкла Томаселло из университета Дьюка, куда Ли и студентка Дьюка Бари Бритван пригласили 3,5-летних детей, чтобы они помогли устроить имитацию чаепития.
Каждому из 104 детей выдали синюю наклейку, которую он надевал в начале исследования, и сказали, что люди с этой цветной наклейкой были членами одной команды.
Затем исследователи наблюдали, как дети выбирали разные виды чая, закусок, чашек и тарелок для чаепития, сначала самостоятельно, а затем после того, как выслушали выбор других членов команды.
Иногда другой член команды рассматривал свой выбор как вопрос личных предпочтений. («Я хочу использовать эту закуску для своего сегодняшнего чаепития».) В других случаях они представляли это как норму, разделяемую всей группой: («На чаепитиях в Duke мы всегда используем такую закуску»).